Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта На Китай надейся, а сам не плошай: ситуация на рынке сельхозтехники

На Китай надейся, а сам не плошай: ситуация на рынке сельхозтехники

31 марта 2023
На Китай надейся, а сам не плошай: ситуация на рынке сельхозтехники

В России наблюдается недостаток импортной техники, ни для кого не секрет. Нишу начинает занимать Китай и Турция. В материале разберемся, какие перспективы на рынке техники есть и порассуждаем, насколько выгодно для нас сотрудничество с новым китайским рынком.

На выставках стало видно заметно меньше иностранной техники. Так, если в прошлом году были представлены мировые лидеры: John Deere, New Holland, Case, то в этом году можно увидеть в основном китайские и турецкие. Конечно, есть несколько компаний, которые давно на рынке, но притом остальные — совсем новички, для которых Россия — первый экспортный рынок за их историю.

Сейчас наблюдается проблема с поставкой импортных запчастей. Важно, что даже отечественная техника имеет зарубежные комплектующие, как, например, те же подшипники, гидравлика, электроника. Все это сказалось на возможности поставлять технику и на цене, ведь много запасных частей, которые попали под санкции: турбины, мониторы, двигатели.

Стоимость логистики выросла. Если раньше все могли напрямую вести из Германии, то сейчас приходится вести через Грузию, Казахстан, Литву, Армению. Причем в Армении и Казахстане начинают задерживать платежи, отказывать в поставках, потому что не хотят ссориться как с Россией, так и с западными странами.

Если взять весь парк техники, то 50% — импортная дорогостоящая. Её никто не бросит, она будет работать, но увеличиваются сроки поставки запчастей. Цена поставщиков в евро и долларах выросла от 50 до 150%. Недоступны и импортные масла — Shell, Castrol, часто бывают нужны те виды масел, которые не имеют российских аналогов. Поэтому покупателям приходится придумывать схемы с участием 3-х и 4-х государств. Здесь появляется выгодное поле для посредников, которые хотят на этом хорошо заработать. Поэтому реальная цена на импортные запасные части в среднем поднялась на 40%. В евро цена поднялась выше, но многие наши посредники выиграли за счет низкого курса валют. Многие запчасти были куплены летом, когда курс евро и доллара был очень низким. Сейчас цены в рублях выше на 25% по сравнению с теми, которые были до СВО. Отечественные запчасти дороже примерно на 16%. Многим расходникам уже нашли замену.

Импортная техника подорожала от 2%. Есть техника, на которую подорожание незначительное — итальянские телескопические погрузчики, так как они продолжают поставляться напрямую. Их производитель смог избежать давления властей. Но очень много тех, кто не смог сопротивляться политическому давлению и прекратили работу с Россией, например, завод Claas в Краснодаре, который сейчас не работает в связи с сложившейся ситуацией.

Система производства компонентов была разрушена за последние 20-30 лет. Поэтому первое время действительно будет сложно заменять чужое на свое. Заводам нужно время, чтобы перестроиться, и начать производить то, что делали в Японии, Германии. На помощь частично приходит Китай.

Однако, с китайскими банками все равно есть проблемы, их карты уже не в таком свободном доступе, как раньше. Поэтому нельзя сказать, что Китай нас спасет, скорее мы ситуативные союзники. Возможно, наступит период, когда мы наоборот будем главными соперниками с их населением в 1,5 млрд человек и маленькой территорией.

Очень часто покупатели китайской техники руководствуются ценой, берут, что дешевле. Но все-таки стоит присматриваться к компаниям, искать информацию о каждой, потому что новички могут быть ненадежными и просуществуют недолго. Скорее всего, через несколько лет от многочисленных компаний останется только 3-4 мировых, остальные отсеются.

Если посчитать сумму стоимости трактора в тоннах пшеницы, то здесь ситуация не лучшая. Год назад пшеница была 17,5-19 рублей, сейчас 11-12. За счет того, что изменилась цена в абсолютном значении и уменьшилась на сельхозпродукцию, чтобы окупить новую единицу техники, нужно продать в два раза больше урожая.

Еще одна проблема, что государство в этом особо не помогает. На сегодня пошлина на зерно составляет около 5000 тысяч на тонну. Например, берем 10 млн тонн, которые могли бы продать, итого пошлина составит 50 млрд рублей. Это сумма, которую селяне недополучили, но если б они их получил,то сделали бы вклад в экономику. Все взаимосвязано, как единый организм. Можно гордиться рекордным урожаем, но какой от него толк, если нет рентабельности.

На многие виды техники цена снижается. Интересная ситуация с техникой Минского Тракторного Завода. В январе прошлого года трактор МТЗ 1221 стоил 3,4 млн, начиная с марта он стал стоить 5 млн, а сейчас — 3,8 млн. Очень многие предприятия откатывают цены назад. Похожая динамика у китайских тракторов. Такого же класса, как МТЗ 1221 китайский трактор летом стоил около 5 млн рублей, сейчас около 4. В плане технического обеспечения проблем быть не должно.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: